Голос колокола - это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать. Гармония звуков зависит от формы чаши колокола и толщины стенок.
Какими только не делали колокола старые мастера. И совсем круглыми, и гранеными, и удлиненными, и коротышками. Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня.
Но голос колокола зависит не только от формы тела, но и от его веса.
Русские мастера всегда на колоколе писали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут не все было так просто.
Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», потому что будет противно блеять, а другой станет гордостью города, прославит его. Почему? А потому что у них разный размер, разная толщина стенок, разная бронза.
Вот поэтому литье колоколов всегда считалось великим искусством.